Список разделов



Поиск
введите слово для поиска
расширенный поиск




Календарь
<Ноябрь 2017>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
ГлавнаяВходРегистрацияПоследние статьиПоискКонтакты
   

Почему они всегда хотят и никогда не платят?

Тендер (конкурс, если по-русски) любят проводить все, кому не лень. Иногда кажется, что скоро и цыганки начнут проводить тендеры на лучший текст "Сами мы не местные"…. Особенно это явление распространено в тех сферах, где нет четких критериев оценки, и при принятии окончательного решения в пользу того или иного исполнителя заказчик ориентируется на свои вкусовые пристрастия - в рекламе, дизайне, web-дизайне.

История проведения тендеров насчитывает уже лет десять, и за это время нами (а сия массовая зараза в свое время не миновала и нас) накоплен большой опыт, осмысление которого, надеемся, принесет вам пользу и убережет от ошибок.

Итак, заказчик объявляет тендер, победитель которого получит заказ, гонорар и "что у них есть еще там". Скажем сразу - половина из них и не собирается выполнять своих обещаний. Вторая половина искренне верит, что заплатит. В реальности платят единицы. Вот о том, как вычислить эти самые единицы мы и поговорим.

В сферах, где тендеры проводятся уже давно, например, в рекламной, правила проведения тендеров все время эволюционировали. И если в свое время было достаточно безадресного факса, чтобы заставить творческих сотрудников агентства работать по ночам, то сейчас серьезные агентства (или серьезные исполнители, если речь идет о тех, кто работает как freelance) уже наигрались в тендеры. Поэтому они или не участвуют в тендерах вовсе, или отделываются работой, сделанной левой пяткой. Столкнувшись с ситуацией, когда уважающие себя профессионалы не готовы бежать по первому свисту, а на призыв поучаствовать в тендере откликаются только никому не известные фирмочки и любители-дилетанты, компании, заинтересованные в качественной работе, вынуждены были переосмыслить свою роль в процессе мироздания и учесть интересы тех, кого они до этого безбожно эксплуатировали. Так появились оплачиваемые тендеры: победитель по-прежнему получает основной гонорар, но всем остальным участникам в любом случае выплачивается некоторая оговоренная сумма - за участие.

Понятно, что при таких условиях на тендер с улицы не приглашают, заказчик, заинтересованный в качественной работе, сам находит и отбирает исполнителей. Тем не менее, как большая мода рано или поздно находит свое отражение в моде массовой, так и правила игры, возникшие в большом бизнесе, доходят до маленького. И сейчас уже даже небольшие компании начинают объявлять оплачиваемые тендеры. Конечно, гонорары здесь невелики, но зато и правила более демократичны (предварительный отбор, например, проводиться не на основе раскрученности имени, а на основе, скажем, портфолио).

Можно констатировать, что оплачиваемые тендеры - это самая цивилизованная на сегодняшний день форма их проведения. И это тендеры, в которых можно участвовать (если, конечно, вас устраивают финансовые условия). Вот почему все чаще и чаще можно встретить резюме профессионалов, работающих как freelance, которые пишут в информации о себе - " в неоплачиваемых тендерах не участвую".

Но хоть оплачиваемые тендеры и встречаются все чаще и чаще, основную массу по-прежнему составляют тендеры неоплачиваемые. Наш опыт показывает, что участие в них - бесполезная трата времени и сил. Как-то, будучи freelance, один из авторов этой статьи сел и посчитал, какие работы по шкале "вложенные усилия -финансовая отдача" дают наименьший результат. И сухие цифры сказали ему, что 90% своего времени он тратил на участие в тендерах, и это приносило ему 10% от всех доходов. Выводы из этой арифметики последовали незамедлительно, и жить стало ох как проще - ведь 90% усилий, тратившихся до этого на ерунду, были направлены на поиск куда более финансово оправдываемых схем работы.

Так почему же?

Сейчас, зная всю кухню, мы понимаем, что в данной арифметике нет ничего удивительного. Она имеет свои, вполне очевидные причины.

Первая из них состоит в том, что заказчик, который проводит тендер, как правило, не знает, чего хочет. В этом случае вы играете в игру "угадай мелодию", причем основным препятствием на пути получения гонорара являются отнюдь не мелодии других исполнителей, а мотив, который звучит в голове клиента. Мотив, который он никак не может внятно выразить и поэтому просит всех, кого сможет найти, проиграть ему всевозможные мелодии в надежде услышать ту, которая звучит в его не сознании даже, а в подсознании. А вот это уже к психиатру!

Вторая причина вытекает из первой. Она состоит в том, что прикладное творчество невозможно эффективно продавать само по себе, в отрыве от тех задач, для которых оно создается. Пока у клиента нет четких критериев оценки, пока он не понимает, зачем все это нужно и как это работает, шансы продать дизайн или креатив крайне невысоки. Против аргументов "нет, это не то" или "мне не нравится" нет защиты. Поэтому, скажем, в серьезном рекламном агентстве с клиентом, пусть даже и объявляющим тендер, работает целая команда специалистов. С ним встречаются, изучают проблему, узнают массу информации о товаре, его свойствах, конкурентных марках, ситуации на рынке, после чего разрабатывают стратегию продвижения, медиа и креативную стратегию и т.д. И лишь в самом конце в дело вступают творческие работники. И их работа уже не существует сама по себе, а является финальной частью некого общего комплекса. И именно поэтому эта работа защищаема. Ведь она оценивается не по принципу "нравится-не нравится", а по принципу "решает - не решает задачу", "работает - не работает". Если вы работаете без команды, вы строите здание без фундамента. Вернее, фундамент будет сам по себе, в голове у клиента, а ваша надстройка - сама по себе. Сами понимаете, денег это не даёт.

Третья причина опять же тесно увязана с двумя предыдущими. Для того, чтобы работать грамотно, от заказчика требуются мыслительные усилия и финансовые затраты. Но зачем это нужно клиенту, если ему достаточно свистнуть, и набежит куча народу, готовая работать за обещание? Без гарантий, без четкой постановки задачи, без выработки неких правил игры и критериев оценки. Поймите, для подрядчиков и субподрядчиков вы - бесплатная рабочая сила. Если вы работаете с агентством, то оно имеет возможность предлагать дизайн и креатив и не нести никаких дополнительных расходов. Примет клиент работу - заплатят и сами заработают, не примет - ну и ладно, расходов-то никаких. Если вы работаете непосредственно с клиентом, он тоже полностью защищен - не нравиться, и все тут. И так с одним, со вторым, с третьим. Приди он в серьезное агентство, оно бы не позволило так с собой обращаться, попросило бы предоплату, ограничило бы количество предлагаемых решений, да еще и сказало бы в случае проблем - вот задание, вот работа, как просили, так и сделали. На самом деле есть еще масса других причин, по которым не стоит участвовать в тендерах, но и тех, которые мы перечислили, вполне достаточно для того, чтобы понять - дело это неблагодарное.

Так зачем же?

И все же, несмотря на вышесказанное, мы назовем и две причины, которые хоть как-то оправдывают участие в тендерах.

Первая. Пополнение портфолио и приобретение опыта. Если вы только начинаете свою творческую карьеру, тендер - не самая плохая возможность расширить свой портфолио. Раньше на Западе начинающие дизайнеры или копирайтеры формировали его из работ, не имеющих отношения к конкретному клиенту - скажем, придумывали идеи рекламы абстрактной марки пива, автомобиля и т.д. При участии в тендере вы можете создать творческое решение для конкретной марки пива, автомобиля и т.д. Это дает возможность с самого начала ориентироваться не на абстрактное творчество, а на конкретные задачи и соответствующие этим задачам требования. Учиться всегда лучше не вообще, а делая конкретную работу для конкретного клиента. И даже если вы не получите за нее денег, вы приобретете хороший опыт и сформируете начальный портфолио, который потом будете использовать как рабочий инструмент при устройстве на работу или поиске конкретных, нетендерных заказов.

Вторая. Расширение круга клиентов. Если вы профессиональный freelance, то тендер может позволить вам расширить круг своих клиентов. И целью участия в них в этом случае является не прямая финансовая отдача, а поиск тех редких вменяемых клиентов, которые станут вашими постоянными заказчиками и со временем позволят отказаться от участия в тендерах. Вполне возможно, что из 10 тендеров 9 не принесут ничего, кроме разочарования, но главный приз здесь не эти девять, а тот десятый, который выльется потом в долговременные отношения с заказчиком. Заказчиком, который не только будет работать с вами, но и будет рекомендовать вас своим знакомым. Маститые freelance не сразу стали таковыми, свой круг клиентов они тоже формировали по крупицам. В том числе, и с помощью тендеров. Правда, соотношение 1 из 10 вполне можно скорректировать до более приемлемых величин. Но об этом - в следующей статье »




Похожие статьи


1 : Протокол оценки кандидата в процедуре отбора
Автор: И. Шутов Источник: журнал "Управление персоналом" (посмотреть все статьи) В большинстве российских компаний основным методом отбора кандидатов является собеседование. По результатам таких встреч с кандидатами принимаются решения о приеме их на...

2 : Особенности практического применения нефинансовых показателей при работе с клиентами
Источник: BKG. Практичные решения для эффективного управления компанией / В настоящее время актуальным является внедрение новейших технологий управления в бизнес процессы предприятий. Но за вопросом: «Что необходимо сделать?», который в перву...

3 : Проведение выездной налоговой проверки
«Налоговед» Журнал для профессионалов в налогообложенииВ связи с невозможностью завершения выездной налоговой проверки организации в течение установленного двухмесячного срока из-за проведения встречных проверок налоговой инспекцией вынесены ре...

4 : Разные способы оценки можно применять одновременно Не только в бухгалтерском учете
Учет, налоги, право / Письмо Минфина России от 01.08.06 № 03-03-04/1/616 "Об одновременном применении нескольких методов оценки покупных товаров"Василий Федотов, аудитор В налоговом учете можно использовать одновременно несколько мет...

5 : 10 признаков плохого проекта
Я решил составить список признаков "плохого проекта". Наличие одного из этих признаков - ещё не повод для беспокойства. Однако если эти признаки проявляются совместно, то следует дважды хорошенько подумать, прежде чем браться за такой проект.

Рейтинг: 2.9/5 (270 голосов)

Последние статьи


1: Автоматическая сверка счетов-фактур – новые возможности «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0
2: Возможности CRM в 1С «Управление торговлей»
3: Настройка отчетов 1С
4: Как отразить доп. расходы в 1С?
5: Взаимозачет в 1С



Последние новости


Делец в Удмуртии на госденьги открыл нарколабораторию - УФСБ
МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости. Следствие заподозрило жителя Удмуртии в организации нарколаборатории на полученные от государства деньги, сообщает в пятн...

Сотрудница томского вуза продавала героин около общежития

ТОМСК, 2 ноя – РИА Новости, Сергей Леваненков. Полиция задержала 58-летнюю томичку при попытке продать героин, возбуждено уголовное дело, сообщи...

Молодежную премию наноиндустрии получил автор технологии для наркоза

© РИА Новости. Сергей ПятаковМОСКВА, 1 ноя - РИА Новости. Лауреатом Российской молодежной премии в области наноиндустрии 2012 года стал заместитель ге...

Жители еще одного мексиканского города взялись за борьбу с наркомафией

МЕХИКО, 2 ноя - РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Жители города Олинала в мексиканском штате Герреро взяли в руки оружие, чтобы противостоять попыткам ...

Бразильские студенты получали наркотики по специально вырытому туннелю

© РИА Новости. Артур ГабдрахмановМЕХИКО, 2 ноя - РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Оригинальный способ доставки наркотиков в университет крупнейшего бр...


Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:


Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:


На любом форуме в своем сообщении: