Список разделов



Поиск
введите слово для поиска
расширенный поиск




Календарь
<Май 2017>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
ГлавнаяВходРегистрацияПоследние статьиПоискКонтакты
   

Общая характеристика индивидных свойств человека. Органические предпосылки развития личности

Организм и среда: необходимость психики в природном мире? Биолог скажет, что психика – надфеномен, необязательное сопровождение телесных процессов. Значение психики в биологической эволюции?
       Северцев, Леонтьев: психика необходима для регуляции жизнедеятельности. Где и когда она должна возникнуть? 2 типа окружающей среды:
  1. однородная или гомогенная. Все необходимые и опасные для жизни вещества не представлены предметно. В каждый данный момент субъект обязательно контактирует с какой-либо концентрацией полезных веществ. Он двигается туда, где больше полезных, избегает вредных. Ему нужно реагировать, но не нужно представлять себе окружающий мир;
  2. разнородная, гетерогенная, предметная или вещно-оформленная. Прямого контакта с полезными и вредными веществами может не быть. Возникает необходимость не только в реагировании, но и в отыскании полезных веществ.
        В. В. Столин: существо с показателем энергетического баланса (количество глюкозы в крови) – энергии недостаточно – надо искать пищу – активно действовать в среде – тратить энергию – противоречие – необходимость в появлении механизма психического отражения собственного состояния.
       Отражение чувства голода – поиск пищи. Существо должно также отражать признаки важных для жизни предметов – психика возникает в разнородной среде, поскольку субъект активен – ему необходимо отражать свое состояние и биологически нейтральные признаки предметов (свойства окружающей среды).
        Собственно природные свойства человека (что общего между человеком и животным)? Формы врожденного опыта. Л. С. Выготский: натуральные психические функции осуществляются непроизвольно – материал, данный природой, который преобразуется в течение жизни.
       Социальная среда как условие развития личности. Личность и деятельность.
        Э. Дюркгейм: основные свойства социального индивида. Общество, его единица изучения не отдельный человек, а взаимодействие между индивидами. Общество – совокупность взаимодействий индивидов. Социальные факты (язык, письменность, юридические и моральные нормы) – любые социальные стереотипы: могут существовать вне зависимости от индивида, навязываются индивиду (например, социальное течение). Первые формы социального поведения – совместная регуляция поведения. Человек входит в общество, теряя свою персональность, отдает себя социальному “мы” и становится социальным индивидом.
       Л. С. Выготский: свойства социального индивида – ВПФ. Это результат преобразования натуральных функций. Они управляются не самостоятельно, а совместно с другими людьми (разделены с ними). Средства управления поведением – социальные факты. “Наша первая пеленка – это саван нашей природной индивидуальности”.
        Cоциальная ситуация развития. Три аспекта условий развития личности:
  1. содержание: необходимое условие для развития личности – отношение человека к действительности. Она может быть специфической для разного возраста. Социальность взаимодействия между людьми – необходимое условие представления о себе. Понимание других – условие понимания себя.
  2. функция: социальная среда – фактор психического и личного развития. Теория двух факторов: биологический и социальный. Выготский: социальная среда – не только фактор, так как включает и самого человека. Не отношения человека к действительности, а отношение человека в действительности. Основная функция ССР – обеспечение развития человека и обеспечение наличия определенных свойств.
  3. генез: среда готовит возможности новообразований человека, они аннулируют ее, возникает новая ситуация.
       А. Г. Асмолов: в жизни есть две тенденции: к сохранению традиций (стабильная) и к развитию (поисковая). В личности есть социальное и индивидуальное.
        У. Джемс: возможности разрешения противоречий между социальным и индивидуальным. Пример их динамической связи: потребность в общении. Два аспекта:
  1. потребность в принадлежности социальному целому;
  2. потребность быть замеченным. Социальная привычка – типовое взаимодействие с другими людьми.
       Э. Дюркгейм. Социальный факт – такое представление, которое не зависит от отдельного индивида и присваивается им с необходимостью. Особенности:
  1. социальный факт тотален. Нет разницы между общественным и индивидуальным. Фромм: социальный характер – нечто аффективно принятое.
  2. социальный факт глобален. Леви-Брюлль: коллективное сознательное представление – единство познавательной, аффективной и моторной сфер. Мистичность традиционного сознания: нет различия между реальностью и легендой. Современная психология: эффект ореола. А. А. Бодалев: предъявление фотографий с сообщением о социальной роли героя. Две трети испытуемых подвержены эффекту ореола.
  3. сопричастность социального факта. Здесь обеспечивается социальная необходимость, а также понимание человеком любого события, происшедшего с ним. Сопричастность – безразличие к причинности и логическому противоречию. Исследование Эванс-Причарда: исследование туземных объяснений.
        Социальный характер. Фромм.
  1. всеобщность: существенное ядро характера большинства членов группы, которое сложилось в результате опыта и способа жизни.
  2. Отражает общественные нужды и обеспечивает нормативное поведение.
  3. характер сохраняет структуру общественных нужд и способов поведения.
       Джемс: социальное Я обеспечивает упорядоченность социальной жизни.
       Природные и культурные условия социальной жизни.
  1. природа и культура необходимы для становления социального индивида.
  2. природный и культурный опыт должен быть им присвоен.
  3. этот опыт должен быть с необходимостью воспроизведен.
       Противоречие: оба опыта обязательны, но при этом предъявляют к индивиду качественно разные требования. Источники проблем:
  1. природные условия – исходные данные, которые нужно учитывать. Это материал для преобразования по правилам, которые дает культура. Социальный индивид – это преобразованная природа.
  2. природный опыт дан, а культурный опыт содержит возможность присвоения. Природный индивид обладает свойствами, как фактами. Культурный индивид создает свойства, артефакты. Организм не винен, а личность ответственна.
  3. воспроизведение природного опыта имеет готовые механизмы. Культурный опыт – нет, нужно продуктивное воспроизведение. Культурный опыт воссоздается личностным поступком. Это происходит каждый раз в неопределенной ситуации.
        Организм порождают, а личность возрождается. Возможно функциональное смешение природы и культуры: культура – исходные данные, мои собственные природные нужды – принципы ее преобразования. Отличие социальных и культурных норм. Мамардашвили: “К любым социальным условиям нужно быть вежливым, нужно соблюдать их”.
        Представление о личности в общей и дифференциальной психологии. Понятие индивидуальных (личностных) черт.
       Основные направления и проблемы психологии личности.
  1. Критерий 1: индивидуальные свойства.
    • факт.
    • артефакт.
  2. Критерий 2: позиция психолога.
    • исследователь.
    • организатор.
       Исследователь фактов: диагност. Изучение индивидуальных особенностей. Способности, темперамент, характер. Проблема врожденного и приобретенного. Социальные условия развития человека (личность в широком смысле). Типичный вопрос для данного подхода: “Чем я отличаюсь от других?” Основная проблема: валидность тестирования. Проблема типологии индивидуальных свойств.
        Организатор фактов. Вопрос: “как управлять своим поведением?” Например, бихевиоризм: создание внешних условий для изучения поведения. Внутренняя регуляция поведения: эмоции (непроизвольная), воля (произвольная). Описание феноменологии эмоций, их функции, классификация, проблема индикации. Критерии воли, выделение собственно произвольной и волевой регуляции поведения, ситуации возникновения воли. Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало воли. Джемс: развитие личности – развитие воли. Фрейд: воля – источник новых неврозов.
        Исследователь артефактов: психоаналитик. Психоанализ: эмоции – единственный материал, по которому мы можем судить о потребностях и мотивах. Связь между потребностями и мотивацией, базовые потребности. Леонтьев: ядро личности – иерархия мотивов. Движущие силы развития личности – потребностно-мотивационная сфера. Вопрос: “кто я есть на самом деле?” Структура мотивов. Ведущие и подчиненные мотивы. Мотивационные конфликты. Строение личности.
       Организатор артефактов. Разрешение противоречий (мотивационных конфликтов) – источник развития. Путь личностного развития: “есть ли Я как подлинное Я?” Психотерапия. Виды психотерапии.
        № 2. Образ человека, идущего по улице. Ради чего? Мотивы. Что позволяет ему идти? Способности – средства, обеспечивающие действие и готовность к нему. Каковы темп, скорость движения? Темперамент – динамическая характеристика. Какова манера движения? Характер.
       Индивидуальные особенности связаны со средствами осуществления деятельности (способностями) – стиль выполняемой деятельности – характер. Индивидуальные особенности – операциональная (Как?) сторона деятельности. Содержание операциональной стороны деятельности – способность, ее форма – темперамент. Взаимосвязь содержания и формы – характер.
        Человек как обладатель способностей. Переход от изучения уже сложившихся свойств к проблематике развития способностей.
    Проблемы:
  1. имеющиеся способности и возможности их развития.
  2. изучение отдельных способностей как частей целого.
  3. способности – операциональная сторона деятельности, но она связана с мотивационной. Изучение не только действий и операций, но и деятельности в целом.
       Общие проблемы строения личности.
       1) Проблема соотношения структуры и генеза.
    А. Н. Леонтьев: три направления развития личности и измерения ее структуры:
  1. широта связей человека с общественным миром. Набор. Например, когнитивная сложность.
  2. степень иерархизации мотивов. Упорядоченный набор.
  3. индивидуальный профиль мотивационной сферы. Изучение с помощью временных срезов.
       Жан Пиаже: качественно разные стадии развития.
       2) описание структуры. Дифференциальная психология: личность изучается как составная структура, выделяются единицы и элементы. Общая психология: функциональный подход, изучаются причины возникновения свойств.
       3) проблема условий развития. Дифференциальная психология: рассматривает результат развития, а не причину. Общая психология. Условия развития личности: природные предпосылки, социальные условия существования становления личности, культурные принципы решения личностных проблем. Ядро личности – (а) структура мотивов, (б) осознание мотивов.



Похожие статьи


1 : Календарь развития ребенка. Первый месяц
Малыш родился. Он еще такой маленький и беззащитный, требует к себе особого подхода и много внимания. Что мы можем ожидать от него на протяжении первого месяца его жизни? Рождение ребенка многие врачи сравнивают с выходом космонавта в открытый космос...

2 : В Сахаре нашли древний череп неизвестного человекоподобного существа
В пустыне Сахара найден череп, вероятно принадлежавший древнейшему из всех ныне известных предков человека. У учёных всё меньше уверенности в том, что прежние представления об эволюции приматов и человека справедливы.Итак, что же произошло? Во глубин...

3 : Специалисты ACT зачали клона человека
Американская частная компания Advanced Cell Technology заявила сегодня о создании человеческого эмбриона путём клонирования. Если эмбрион действительно помещен в матку женщины, то первый клон человека родится в следующем году.Стало известно, что амер...

4 : Россияне считают главными факторами долголетия достаток и здоровый образ жизни
Подавляющее большинство россиян (90%) высказываются за принятие государственной программы, направленной на увеличение продолжительности жизни в стране, показывают исследования социологов Фонда "Общественное мнение". По мнению 76% опрошенных в марте р...

5 : «РЕСО» выйдёт на рынок «жизни". Страховая группа заявила о создании новой компании
Как стало известно РБК daily, страховая группа «РЕСО» намерена создать компанию по страхованию жизни. Как сообщила вчера заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Нина Левант, документы на получение лицензии для новой компании уже поданы в Федеральную служ

Рейтинг: 2.9/5 (30 голосов)

Последние статьи


1: Автоматическая сверка счетов-фактур – новые возможности «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0
2: Возможности CRM в 1С «Управление торговлей»
3: Настройка отчетов 1С
4: Как отразить доп. расходы в 1С?
5: Взаимозачет в 1С



Последние новости


Делец в Удмуртии на госденьги открыл нарколабораторию - УФСБ
МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости. Следствие заподозрило жителя Удмуртии в организации нарколаборатории на полученные от государства деньги, сообщает в пятн...

Сотрудница томского вуза продавала героин около общежития

ТОМСК, 2 ноя – РИА Новости, Сергей Леваненков. Полиция задержала 58-летнюю томичку при попытке продать героин, возбуждено уголовное дело, сообщи...

Молодежную премию наноиндустрии получил автор технологии для наркоза

© РИА Новости. Сергей ПятаковМОСКВА, 1 ноя - РИА Новости. Лауреатом Российской молодежной премии в области наноиндустрии 2012 года стал заместитель ге...

Жители еще одного мексиканского города взялись за борьбу с наркомафией

МЕХИКО, 2 ноя - РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Жители города Олинала в мексиканском штате Герреро взяли в руки оружие, чтобы противостоять попыткам ...

Бразильские студенты получали наркотики по специально вырытому туннелю

© РИА Новости. Артур ГабдрахмановМЕХИКО, 2 ноя - РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Оригинальный способ доставки наркотиков в университет крупнейшего бр...


Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:


Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:


На любом форуме в своем сообщении: