Список разделов



Поиск
введите слово для поиска
расширенный поиск




Календарь
<Сентябрь 2017>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ГлавнаяВходРегистрацияПоследние статьиПоискКонтакты
   

Яхты-роботы поднимают паруса на штурм Атлантики

Первая в истории попытка роботов самостоятельно пересечь океан под парусом вполне может закончиться потерей всех участников. Ведь даже мореходы из плоти и крови не всегда добираются до цели. А тут с волнами и шквальным ветром придётся бороться небольшим лодочкам, ведомым горсткой микросхем. Тем ценнее окажется победа электроники над стихией.

Восемь небольших яхт примут старт в уникальной гонке Microtransat Challenge, которая состоится нынешней осенью.

По устройству эти яхты схожи. Они в небольшом масштабе повторяют строение "настоящих" парусных судов, только такелажем тут управляют специальные приводы, команды которым отдаёт бортовой компьютер. Последний постоянно сверяет позицию яхты (благодаря спутниковой навигации) с картой маршрута, следит за погодой "над головой", волнами и ветром и регулярно отправляет на берег "отчёт" о положении дел. Питают всё хозяйство аккумуляторы, заряжаемые солнечными батареями.

Австрийский Roboat победил в первом Microtransat, состоявшемся в 2006-м (фото с сайта theregister.co.uk).

Австрийский Roboat победил в первом Microtransat, состоявшемся в 2006-м (фото с сайта theregister.co.uk).

Не так уж сложно? На словах. Но только представьте, с какими трудностями столкнутся роботы в открытом океане, где никто не сможет (согласно правилам) "подсказывать" им верные решения. А ведь включить дистанционное управление яхтой человеком их создатели смогут лишь в экстренных ситуациях — только чтобы спасти сам аппарат. Но в таком случае, уже ни о какой победе и речи не пойдёт.

В общем, создание автономных парусных ботов – дело непростое. Тем удивительнее, что такие машины проектируют, а то и уже построили, и более того — испытали — сразу несколько групп экспериментаторов.

На данный момент для участия в соревновании зарегистрировалось восемь команд из Великобритании, Франции, Австрии, Канады, Португалии и США.

Правда, их проекты находятся на разной стадии реализации. У кого-то есть только картинки и объявление "Ищем спонсоров", у кого-то имеются действующие прототипы яхт или предыдущие модели, у кого-то полным ходом идёт постройка "призового аппарата".

Слева верху: 280-килограммовая яхта-робот Beagle B, построенная в Абериствите, является предшественницей Pinta. Последняя должна оказаться изящнее (всего 150 килограммов), но быстрее. По расчётам британцев она сможет развивать скорость в 7,4 километра в час. Особенности конструкции — углеволоконный парус-крыло. Справа вверху: одна из моделей от INNOC, хорошо видны солнечные батареи. Внизу: претенденты из Португалии и Канады (фото с сайтов microtransat.org, roboticsailing.org и engsoc.queensu.ca).

Слева верху: 280-килограммовая яхта-робот Beagle B, построенная в Абериствите, является предшественницей Pinta. Последняя должна оказаться изящнее (всего 150 килограммов), но быстрее. По расчётам британцев она сможет развивать скорость в 7,4 километра в час. Особенности конструкции — углеволоконный парус-крыло. Справа вверху: одна из моделей от INNOC, хорошо видны солнечные батареи. Внизу: претенденты из Португалии и Канады (фото с сайтов microtransat.org, roboticsailing.org и engsoc.queensu.ca).

Так или иначе, за победу в трансатлантической гонке намерены побороться:

  • робот Pinta факультета информатики университета Уэльса в Абериствите (Aberystwyth University);
  • французская высшая школа авиационных инженеров (ENSICA) и её машина IBoat;
  • австрийское общество передовых компьютерных исследований (Österreichische Gesellschaft für innovative Computerwissenschaften или INNOC) и его аппарат Roboat;
  • команда автономного парусного робота (Mostly Autonomous Sailboat Team — MAST) Королевского университета в Онтарио (Queen's University);
  • лодка FEUP Autonomous Sailboat (FASt) инженерного факультета университета Порто (Faculdade de Engenharia da Universidade do Porto — FEUP);
  • частная команда из Мэриленда Team Robotboat и её аппарат Mark III Robotboat;
  • частная американская команда Team Savage;
  • частная команда Portencross Boys из Глазго.

Картина, достойная пера Айвазовского: кораблик команды MAST сражается с порывами ветра на фоне свинцовых туч (фото с сайта roboticsailing.org).

Картина, достойная пера Айвазовского: кораблик команды MAST сражается с порывами ветра на фоне свинцовых туч (фото с сайта roboticsailing.org).

Состязание роботов-яхт придумано Марком Нилом (Mark James Neal) из университета Уэльса и Ивом Бриером (Yves Brière) из ENSICA. Первые такие (довольно скромные) соревнования прошли на одном из французских озёр, а также в морском заливе близ берега Британии в 2006 и 2007 годах. Однако трансатлантический переход — куда более серьёзное испытание для роботов, нежели несколько километров тех первых гонок.

"Это первый случай, когда кто-либо попытается преодолеть океан с любой автоматизированной лодкой, — сообщает Нил. Большая проблема — долговечность и гибкость работы роботов в сложных условиях. Они должны выжить в течение двух-трёх месяцев без всякой поддержки. Если нам удастся добраться до финиша, я буду очень рад. Это достижение откроет океаны для мониторинга окружающей среды при помощи роботов".

Проект из Мэриленда (иллюстрация с сайта robotboat.blogspot.com).

Проект из Мэриленда (иллюстрация с сайта robotboat.blogspot.com).

"Датчики таких машин, — продолжает профессор, — будут измерять содержание углекислого газа в воде, концентрацию хлорофилла и загрязняющих веществ, атмосферное давление и температуры воды и воздуха. Собранные данные пригодятся учёным, а также помогут специалистам отслеживать рост планктона или разливы нефти. Роботы соберут эту информацию дешевле и оперативнее, чем с нынешними технологиями".

Надо заметить, что плавающие роботы уже ходили поперёк Атлантики. Можно вспомнить хотя бы выдающийся подводный робот-исследователь Spray. Однако для обеспечения своего движения он использовал совсем другой принцип.

С другой стороны, мы уже видели успех системы, в которой парусом (да ещё и летающим) управлял компьютер. Так что современная техника обладает хорошей "базой", чтобы породить работоспособные трансатлантические яхты-боты.

Пока команда Team Savage завлекает потенциальных спонсоров этим рисунком… (иллюстрация с сайта tech.groups.yahoo.com).

Пока команда Team Savage завлекает потенциальных спонсоров этим рисунком… (иллюстрация с сайта tech.groups.yahoo.com).

Вернёмся, впрочем, к состязанию.

В правилах Microtransat Challenge перечислены такие разумные вещи как:

  • яхты не должны иметь никакого привода, кроме паруса;
  • аппарат должен быть полностью энергетически автономным, он должен нести на борту всё необходимое ему электрооборудование, а в длину парусник не должен превышать четырёх метров;
  • участники не могут мешать другим претендентам, в том числе – вести машины на столкновение, ставить препятствия или мешать работе электронных систем конкурентов;
  • каждый участник обязуется предоставлять информацию о положении лодки судьям не реже раза в сутки;
  • участники не могут управлять своими яхтами дистанционно, но могут переправлять на них координаты определённых точек дистанции, информацию о погоде на маршруте или даже обновлять ПО лодки, а также – получать с борта телеметрию о состоянии яхты (её батарей и так далее).

…Их соперники из Portencross Boys выполнили (вчерне) проект своей яхты-робота Shoogle Nifty II, чему свидетельство — этот чертёж (иллюстрация с сайта vagabond.me.uk).

…Их соперники из Portencross Boys выполнили (вчерне) проект своей яхты-робота Shoogle Nifty II, чему свидетельство — этот чертёж (иллюстрация с сайта vagabond.me.uk).

Старт этой гонки намечен на промежуток между 29 сентября и 5 октября 2008 года. Место старта — Виана до Кастело (Viana do Castelo), Португалия. Финишная линия — это отрезок меридиана 60 градусов западной долготы, ограниченный двумя параллелями — 10 и 25 градусов северной широты. Или можно сказать, что "ленточка" натянута примерно между северной оконечностью Святой Люсии и южной оконечностью Мартиники.

В случае, если ни одна яхта так и не дойдёт до заветной финишной линии, победителем состязания объявят аппарат, который на момент своего схода или прекращения всей гонки в целом достигнет самой западной точки среди всех претендентов.

Несколько моментов гонки 2007-го, которая прошла в Ирландском море у берега Абериствита (фотографии с сайта microtransat.org).

Несколько моментов гонки 2007-го, которая прошла в Ирландском море у берега Абериствита (фотографии с сайта microtransat.org).

"Считать цыплят" мы будем осенью. Но ещё раньше, с 20 по 25 мая 2008-го, в Австрии на озере Нойзидль (Neusiedl) пройдёт международный чемпионат яхт-роботов (World Robotic Sailing Championship 2008), организованный INNOC. Для команд, намеренных бросить своих роботов в волны Атлантики в осеннем супермарафоне, майское состязание послужит отличным тестом машин и оценкой расстановки сил.

Во всяком случае, уже известно, что команды INNOC, Aberystwyth, FEUP и MAST вовсю собираются на чемпионат.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru




Похожие статьи


1 : Google Webma статистика сайта
Сервис поисковой системы Google для анализа интернет-сайтов – Google Webmaster Tools – позволяет не только отслеживать индексацию ресурса поисковой машиной, наличие ошибок на страницах своего сайта или удалять определенные страницы из ...

2 : В Нижегородской области построят два новых яхт-клуба
Компания “Нижегородкапстрой” решила построить яхт-клуб в Кстовском районе. По мнению участников рынка, ежегодно спрос на эти услуги увеличивается на 20%.“Нижегородкапстрой” основана в 2005 г. 25% акций компании принадлежит пра...

3 : Бездомный флот
Условия для развития яхтинга формируются в России крайне неравномерно. Так получилось, что ближнее Подмосковье яхт-клубами уже перенасыщено, а выйти за пределы своего региона яхтсменам практически невозможно. И причалить в других регионах некуда, и з...

4 : Продажи роботов растут
В первой половине этого года количество заказов на промышленные роботы увеличилось на четверть и достигло рекордных показателей. Это свидетельствует о существенном подъеме после двух лет спада и создает условия для мощного роста на ближайшую перспект...

5 : Анализ продвижения сайта
Для продвижения сайта в сети каждым вэб-мастером используются свои методы. Кто-то оптимизирует сайт для поисковых систем, кто-то меняется ссылками, кто-то покупает рекламу в интернет, кто-то занимается пиаром или вирусным маркетингом, кто-то создает экскл

Рейтинг: 3.0/5 (31 голос)

Последние статьи


1: Автоматическая сверка счетов-фактур – новые возможности «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0
2: Возможности CRM в 1С «Управление торговлей»
3: Настройка отчетов 1С
4: Как отразить доп. расходы в 1С?
5: Взаимозачет в 1С



Последние новости


Делец в Удмуртии на госденьги открыл нарколабораторию - УФСБ
МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости. Следствие заподозрило жителя Удмуртии в организации нарколаборатории на полученные от государства деньги, сообщает в пятн...

Сотрудница томского вуза продавала героин около общежития

ТОМСК, 2 ноя – РИА Новости, Сергей Леваненков. Полиция задержала 58-летнюю томичку при попытке продать героин, возбуждено уголовное дело, сообщи...

Молодежную премию наноиндустрии получил автор технологии для наркоза

© РИА Новости. Сергей ПятаковМОСКВА, 1 ноя - РИА Новости. Лауреатом Российской молодежной премии в области наноиндустрии 2012 года стал заместитель ге...

Жители еще одного мексиканского города взялись за борьбу с наркомафией

МЕХИКО, 2 ноя - РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Жители города Олинала в мексиканском штате Герреро взяли в руки оружие, чтобы противостоять попыткам ...

Бразильские студенты получали наркотики по специально вырытому туннелю

© РИА Новости. Артур ГабдрахмановМЕХИКО, 2 ноя - РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Оригинальный способ доставки наркотиков в университет крупнейшего бр...


Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:


Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:


На любом форуме в своем сообщении: