Список разделов



Поиск
введите слово для поиска
расширенный поиск




Календарь
<Август 2017>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
ГлавнаяВходРегистрацияПоследние статьиПоискКонтакты
   

Первый ночной cолнечный самолёт явился на свет

100 миллионов швейцарских франков ($92 млн), львиную долю которых обеспечили аж 60 спонсоров, множество участников из крупных институтов и фирм, поддерживающие проект знаменитости, годы напряжённого труда… Всё сошлось в одном волнительном моменте: сдёрнуто покрывало с аппарата, подобного которому ещё не знала история авиации.

Швейцарский проект Solar Impulse представил публике готовый аппарат HB-SIA (Solar Impulse Alpha) — первый в мире пилотируемый самолёт на солнечной энергии, способный оставаться в воздухе и ночью.

Напомним, окончательная цель это грандиозного начинания: первый пилотируемый полёт вокруг земного шара исключительно на солнечной энергии. О предыстории и старте проекта, его ключевых идеях, мы подробно рассказывали ещё в 2003-м.

Длина самолёта равна 21,85 метра, высота — 6,4 м. Размах крыльев достигает "сумасшедших" 63,4 метра. И это, при облике, как у планера (кадр Solar Impulse).

Длина самолёта равна 21,85 метра, высота — 6,4 м. Размах крыльев достигает "сумасшедших" 63,4 метра. И это, при облике, как у планера (кадр Solar Impulse).

Более детально конструкция уникального аппарата "нарисовалась" в 2007-м и вот лишь теперь — машина готова. Но не стоит винить швейцарцев за долгострой — они взялись покорить высоту, ещё никем не взятую.

Да, кругосветки на самолётах были, в том числе и беспосадочные. Но — на горючем. Да, существуют самолёты, способные поднять в небо пилота только за счёт одной энергии солнечных батарей, размещённых на крыльях. Но они не способны провести в полёте целую ночь.

Наконец, существуют солнечные самолёты, способные без посадки лететь в течение дня, следующей ночи и опять дня. Но это — беспилотные машины. А соединить всё это в одном флаконе было ох как непросто.

EPFL). С его помощью, а также ряда партнёров из промышленности, и удалось создать это чудо техники (кадры Solar Impulse).' width=478 height=728>

Компьютерные расчёты и виртуальные полётные симуляторы, постройка отдельных узлов и масса тестов (аэродинамика, перегрузка, вибрации) – Solar Impulse далёк от самодёлки, собранной на коленке. Иначе и быть не могло – слишком сложна задача. Неудивительно, что основной партнёр команды Пиккара – Швейцарский федеральный институт технологии в Лозанне (EPFL). С его помощью, а также ряда партнёров из промышленности, и удалось создать это чудо техники (кадры Solar Impulse).

Пусть в полдень на каждый квадратный метр земной поверхности Солнце обрушивает поток, мощностью в 1 киловатт. Но в среднем за сутки эта мощность составляет только 250 ватт на квадратный метр.

С учётом площади крыльев (порядка 200 квадратов), КПД солнечных батарей и всяческих преобразователей в 12% получается, что средняя суточная мощность, доступная беспосадочному аппарату — всего 6 киловатт — как у самолёта братьев Райт. Только тот полагался на топливо и весил всего ничего, а новой машине нужно нести с собой немало аккумуляторов для ночного полёта.

Только набор невероятных "диспропорций" (минимальный вес при гигантском размахе крыльев, тонкий баланс между управляемость и устойчивостью, и всё это — при сохранении приемлемой прочности) может позволить человеку летать на солнечном свете. И швейцарцам удалось создать такой аппарат.

Четыре воздушных винта Solar Impulse (двухлопастные, диаметром 3,5 м) приводят в движение электромоторы (4 х 10 лошадиных сил) (кадр Solar Impulse).

Четыре воздушных винта Solar Impulse (двухлопастные, диаметром 3,5 м) приводят в движение электромоторы (4 х 10 лошадиных сил) (кадр Solar Impulse).

Solar Impulse был официально представлен сегодня, 26 июня, командой, ведомой своим бессменным лидером, знаменитым путешественником Бертраном Пиккаром (Bertrand Piccard). Презентация прошла на аэродроме Дюбендорф близ Цюриха.

Что же получилось в итоге?

При размахе крыльев почти в 65 метров (как у большого аэробуса) HB-SIA весит всего 1,6 тонны, за что нужно благодарить углеродные композиты. В частности, углеродные панели машины достаточно прочны, чтобы противостоять воздушной стихии, при этом толщина их составляет десятые доли миллиметра.

На крыльях махины расположились 10 748 солнечных ячеек и ещё 880 таких же фотоэлектрических преобразователей заняли поверхность горизонтального оперения. Эти ячейки состоят из монокристаллического кремния, толщиной всего 130 микрометров. Они являются частью самого крыла и способны гнуться в полёте вместе с ним.

Ночной полёт этой машине обеспечивают литиево-полимерные аккумуляторы с суммарным весом 400 килограммов.


В вообще транспорт на солнечной энергии постепенно становится всё совершеннее. О самых свежих достижениях в этой сфере можно узнать в нашем большом обзоре.' width=478 height=540>

Взлётная скорость солнечного самолёта составляет всего 35 километров в час, а крейсерская — 70 км/ч. Потолок равен 8,5 километрам. Скромно? Но это – только за счёт падающего света.

В вообще транспорт на солнечной энергии постепенно становится всё совершеннее. О самых свежих достижениях в этой сфере можно узнать в нашем большом обзоре.

HB-SIA ещё предстоит впервые оторваться от земли (что намечено на нынешнее лето). Затем последует серия испытаний (осень) и, наконец, первый пилотируемый "солнечный" полёт в режиме день-ночь-день, то есть — первый в мире полёт человека без посадки 36 часов, только на энергии света. Это произойдёт, вероятно, уже в 2010-м.

Но вокруг планеты эта машина не полетит. Опробованные на ней решения команда Пиккара намерена применить на втором Solar Impulse — HB-SIB, который должны построить в 2011-м. Он будет заметно крупнее и мощнее, с герметичной кабиной (у HB-SIA она негерметична) и лучшей авионикой, чем первый собрат.

Вот на нём сам Пиккар и намерен в 2012-м впервые перелететь Атлантику на энергии света, а чуть позже — обогнуть Землю.

Беспосадочный перелёт на протяжении нескольких дней потребует от Solar Impulse умения "выжимать" последние крохи энергии из лучиков заходящего солнца, чтобы дождаться рассвета, не упав на землю от "голода" (иллюстрация Solar Impulse).

Беспосадочный перелёт на протяжении нескольких дней потребует от Solar Impulse умения "выжимать" последние крохи энергии из лучиков заходящего солнца, чтобы дождаться рассвета, не упав на землю от "голода" (иллюстрация Solar Impulse).

Увы, кругосветка не получится беспосадочной. Технически Solar Impulse смог бы летать без остановки хоть месяцами, но всё упирается в физические возможности пилота.

Средняя скорость в таком длительном рейсе (не забываем про ночную фазу, проходящую на аккумуляторах, накопивших энергию за предшествующий день) составит 46 км/ч, поясняет Бертран, а значит вокруг земного шара удалось бы пролететь за 20-25 дней.

Между тем максимум для человека, не покидающего кабину и работающего почти без сна, это 5 дней. Погода и автопилот позволят спать от 15 минут до 2 часов в день, — поясняют авторы проекта.

На деле, ради большей безопасности, скорее всего будут использоваться 4-дневные отрезки. Так что солнечную кругосветку придётся выполнять за несколько больших "прыжков", говорят швейцарцы.

"Реальный успех Solar Impulse будет достигнут тогда, когда миллионы людей присоединятся к подобным проектам. Когда по всему миру будут широко использоваться возобновляемые источники энергии, технологии экономии энергии. В нашей повседневной жизни", – говорит Пикар (кадр Solar Impulse).

"Реальный успех Solar Impulse будет достигнут тогда, когда миллионы людей присоединятся к подобным проектам. Когда по всему миру будут широко использоваться возобновляемые источники энергии, технологии экономии энергии. В нашей повседневной жизни", – говорит Пикар (кадр Solar Impulse).

4-5 остановок в пути позволят менять пилота в кабине солнечного аппарата (Пиккар будет чередовать свои рейсы с Андрэ Боршбергом (Andre Borschberg), вторым основателем Solar Impulse), а, кроме того — это позволит демонстрировать уникальный самолёт в разных странах. Так что реальный рейс займёт 4-5 месяцев.

Кругосветка эта будет тяготеть к экватору, но большая часть пути пройдёт в северном полушарии. Возможно, что Пиккар приблизительно повторит на Solar Impulse своё удивительное путешествие на Breitling Orbiter 3: в 1999 году Бертран и Брайан Джонс (Brian Jones) совершили первую в мире успешную беспосадочную кругосветку на воздушном шаре.

Через десять лет швейцарский путешественник сделал важный шаг, чтобы повторить этот подвиг на новом витке развития техники.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru




Похожие статьи


1 : Солнечный самолёт впервые покорил холодную ночь
Участники этого предприятия не раз употребляли выражение "новая эра". Конечно, уже завтра обычные самолёты никто не поспешит переделывать на солнечную тягу, но первые эксперименты показывают, что современные технологии постепенно меняют правила игры....

2 : Тесные миры открыли реальность удвоенного Солнца
В одном трактате Цицерон рассказал о двойном Солнце, которое люди вдруг узрели на небосклоне. Такое зрелище шокировало тогдашних наблюдателей. Что это было — так и не выяснилось, и явление посчитали неким знамением. Просто в I веке до нашей...

3 : Способы ношения парео
Парео, или саронг, - это большой кусок ткани, который можно носить на отдыхе вместе с купальником как юбку, платье или шаль. Эта традиционная одежда жителей Юго-Восточной Азии и Полинезии не выходит из моды уже многие годы. Впрочем, в этих странах па...

4 : Как учитывать кассовые аппараты
Учет, налоги, право / При покупке кассового аппарата важно правильно сформировать его бухгалтерскую и налоговую первоначальную стоимость. И если кассовый аппарат нельзя списать единовременно, нужно верно определить срок его амортизации.О.Ю. Мещеряко...

5 : Уход за кожей вокруг глаз
Кожа вокруг глаз - очень нежная и чувствительная. Она быстрее всего стареет, вокруг глаз первыми появляются морщины. Дело в том, что толщина кожи здесь менее 0,1 мм, к тому же в ней очень мало сальных желез и мускулов, поддерживающих ее упругость.

Рейтинг: 3.0/5 (26 голосов)

Последние статьи


1: Автоматическая сверка счетов-фактур – новые возможности «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0
2: Возможности CRM в 1С «Управление торговлей»
3: Настройка отчетов 1С
4: Как отразить доп. расходы в 1С?
5: Взаимозачет в 1С



Последние новости


Делец в Удмуртии на госденьги открыл нарколабораторию - УФСБ
МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости. Следствие заподозрило жителя Удмуртии в организации нарколаборатории на полученные от государства деньги, сообщает в пятн...

Сотрудница томского вуза продавала героин около общежития

ТОМСК, 2 ноя – РИА Новости, Сергей Леваненков. Полиция задержала 58-летнюю томичку при попытке продать героин, возбуждено уголовное дело, сообщи...

Молодежную премию наноиндустрии получил автор технологии для наркоза

© РИА Новости. Сергей ПятаковМОСКВА, 1 ноя - РИА Новости. Лауреатом Российской молодежной премии в области наноиндустрии 2012 года стал заместитель ге...

Жители еще одного мексиканского города взялись за борьбу с наркомафией

МЕХИКО, 2 ноя - РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Жители города Олинала в мексиканском штате Герреро взяли в руки оружие, чтобы противостоять попыткам ...

Бразильские студенты получали наркотики по специально вырытому туннелю

© РИА Новости. Артур ГабдрахмановМЕХИКО, 2 ноя - РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Оригинальный способ доставки наркотиков в университет крупнейшего бр...


Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:


Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:


На любом форуме в своем сообщении: